Контроль геометрии кузова — обязательный этап метрологического обеспечения сборочного процесса автомобильного завода. От точности кузовной геометрии зависит срок службы транспортного средства, а также комфорт водителя и пассажиров. Геометрия кузовных деталей оценивается в процессе конвейерной сборки. Поэтому методики контроля кузова авто подбираются с учетом предельной точности и высокой скорости измерений. Таким требованиям соответствуют немногие технологии размерного контроля, связанные с координатной метрологией, трехмерным моделированием и системами автоматизированных измерений.
ООО Фирма «ЮСТАС» готова содействовать внедрению в технологический цикл самых современных технологий размерного контроля. Специалисты фирмы используют современное оборудование, которое сокращает время измерений, повышает качество технического контроля и разгружает штатных сотрудников ОТК.
Как контролируют кузовные элементы
Оценка состояния корпуса автомобиля предполагает сравнение фактического и проектного положения контрольных точек, нанесенных на ключевые элементы и узлы кузова. Если контрольные точки располагаются в правильном месте, соответствующем проектному положению с учетом сборочного допуска на отклонения размеров, состояние кузова признается удовлетворительным. Он перемещается на следующую позицию сборочного конвейера.
Когда система контроля фиксирует проблемы с кузовом, она отправляет корпус на доработку или переплавку. Последний сценарий реализуется в том случае, если отклонение фактического и проектного положения контрольных точек превышает пределы, исключающие восстановление автомобиля без ущерба безопасности водителя и пассажиров. Если исправление нарушений не несет угрозу безопасности — бракованный кузов отправляют в цех рихтовки.
Какими инструментами оценивают геометрические параметры автомобильного кузова
Положение точки контроля на кузове определяет конструктор автомобиля. Инструменты мониторинга кузовных маркеров выбирает технолог, отвечающий за сборку транспортного средства. Но до этого он выбирает способ измерений. В автомобилестроении практикуют:
- контактные замеры — в этом случае измерительный прибор контактирует с кузовом;
- бесконтактные измерения — эта технология не предполагает прямого контакта прибора и объекта.
Контактная диагностика кузова гарантирует высокую точность измерений, но предполагает значительные расходы на обслуживание и юстировку измерительного прибора. Бесконтактный контроль обеспечивает предельную точность замеров, гарантируя низкие эксплуатационные расходы.
Геодезисты фирмы «ЮСТАС» работают с современным геодезическим оборудованием, с помощью которого можно проверить геометрию любого изделия.
Проверка авто с помощью лазерных трекеров
Это прибор является аналогом координатно-измерительной машины. Используя дополнительный сканер, можно использовать не только контактную, но и бесконтактную технологию. Лазерный луч отражается от поверхности кузова и попадает на дополнительный датчик трекера. Зная скорость света, прибор, а точнее — связанное с ним программное обеспечение, определяет координаты контрольной точки относительно своей оси. Точность съемки доходит до 0,02 мм.
Эта технология контроля не имеет ограничений по габаритам и форме детали. С помощью промышленного трекера можно:
- измерить примитивные объекты — плоскости, цилиндры, шары, окружности, точки;
- вычислить расстояние между точками или от прибора до объекта;
- измерить углы сопрягаемых поверхностей;
- провести исполнительную съемку, фиксируя отклонения от заданных размеров;
- уточнить взаимное расположение элементов сборной конструкции;
- контролировать геометрию и форму криволинейного объекта;
- контролировать отклонения от вертикали и горизонтали, а также линейно-угловые размеры.
В отличие от дальномера, трекер фиксирует не только расстояние от принимающего отраженный сигнал датчика до контрольной точки, но и углы поворота излучателя. Эта особенность позволяет сократить число пунктов наблюдения до 2-3 штук, установив средства измерения сверху и сбоку. При комплексном оснащении пункта метрологического контроля лазерные трекеры способны контролировать геометрию крупных деталей, а также положение стапелей, элементов конвейера, сварочных кондукторов.
Система контроля кузовной геометрии на основе 3D лазерного сканера
Трехмерный сканер снимает не одну точку, а весь объект, выполняя до миллиона измерений в секунду. Он построен на основе фазового дальномера — сканирование заключается в сравнении разности фаз отданного и принятого сигнала.
Во время измерений такой сканер создает 3D модель объекта, которую сравнивают с эталонными (проектными) показателями, фиксируя все недостатки. Высокая точность и детальность измерений позволяют обнаружить не только отклонения в геометрии, но и дефекты поверхности детали или сварочного стыка. Трехмерные лазерные сканеры работают и на близких, и на средних расстояниях, обслуживая несколько объектов за одну съемку.
С помощью 3D сканера проводят:
- фиксацию экстерьера редкого автомобиля, специальное ПО может достроить формы разрушенного кузова по общим контурам объекта;
- исполнительную съемку объемных, многотонных металлоконструкций, используемых в качестве кузова специальной техники (например, карьерных экскаваторов и самосвалов);
- предварительный контроль геометрии деталей сложной формы (кузовных блоков, панелей и прочего);
- контроль объемов объектов любого размера и формы.
Трехмерные измерительные приборы используются в реставрационных работах, при реверс-инжиниринге коллекционных авто, во время настройки конвейера или отдельных промышленных роботов. Такой сканер может работать в статике (с одной точки) или в динамике (при фиксации на «измерительной руке»).
Метрологи ООО Фирмы «ЮСТАС» готовы спроектировать, оборудовать и настроить пункт контроля качества на базе трехмерного сканера. В процессе эксплуатации пункта инженеры фирмы выполняют профилактику сканера и уточнение координат точек привязки. С нашей помощью вы повысите качество и скорость измерений до предельного для современных метрологических систем уровня.
Комплексные системы контроля
Предлагаем комплексные системы метрологического контроля, построенные на технологиях контактных и бесконтактных измерений. Метрологи фирмы участвуют в разработке и внедрении координатно-измерительных машин нового поколения, создании программного обеспечения для таких средств измерений и лазерных сканеров (трекеров).
Наши специалисты готовы оборудовать вашу производственную линию полностью автоматизированной станцией метрологического мониторинга. Такие станции строятся на базе КИМ, абсолютных лазерных трекеров, 3D сканеров. Все средства измерения передают данные в общую базу, которая конструируется специальными программами. Они отслеживают отклонения и принимают решения о целесообразности сборки авто на базе изученного корпуса.